|
8 декабря 2015 года в администрации Полтавского сельского поселения состоялось очередное планерное совещание с муниципальными служащими, в работе которого, в преддверии Международного Дня борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 9 декабря, принял участие помощник прокурора Красноармейского района Бушев Антон Викторович. В своем докладе он рассказал о деятельности прокуратуры Красноармейского района по противодействию коррупции и коррупционным правонарушениям.
А.В.Бушев:
«9 декабря в очередной раз отмечается Международный день борьбы с коррупцией, который утвержден Генеральной Ассамблеей ООН.
Основные меры по противодействию и профилактике коррупции установлены ст. 6 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
К ним относятся: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; представление и проверка сведений о доходах расходах и имуществе своих, а также дохода, расходах и имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых гражданами, претендующими и замещающими государственные или муниципальные должности; применение конкурсных, аукционных процедур при осуществлении государственных, муниципальных закупок, совершенствование механизмов управления государственным и муниципальным имуществом, бюджетными средствами и другие меры.
Следует отметить, что борьба с коррупцией осуществляется органами прокуратуры на всех участках деятельности. Во-первых, это надзор непосредственно за исполнением законодательства о противодействии коррупции; во-вторых, участие в выполнении функции уголовного преследования лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений; в третьих, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
Профилактика правонарушений коррупционного характера является приоритетным направлением борьбы с коррупцией.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и их проектов, в свою очередь, в законе о противодействии коррупции обозначена, как одна из профилактических мер.
В результате применения мер прокурорского реагирования в связи с наличием коррупциогенных факторов в нормативных актах устраняются условия, облегчающие совершение коррупционных правонарушений, способствующие сокрытию таких правонарушений и затрудняющие привлечение виновных в них лиц к ответственности.
Например, в актах органов местного самоуправления о предоставлении из бюджетов субсидий субъектам предпринимательской деятельности, зачастую не указывались критерии, по которым такие субсидии предоставляются. В результате, субсидии могли предоставляться на основании решений, принятых должностными лицами, исходя из личной заинтересованности, в том числе и за взятки. Отсутствие или неопределенность сроков, а в ряде случаев и оснований принятия решений по вопросам предоставления поддержки предпринимателям создают условия для коррупционных правонарушений.
Не менее важным направлением является надзор за исполнением государственными, муниципальными служащими требований федерального законодательства о запретах, ограничениях и обязательствах, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Прокуратурой выявлялись такие нарушения как несоответствие правовых актов действующему законодательству, непринятие правовых актов, предусмотренных законодательством, представление государственными и муниципальными служащими недостоверных и неполных сведений о доходах. Имели место факты неотражения в справках о доходах, расходах объектов недвижимого имущества, как находящихся в собственности, так и в пользовании. В ряде случаев в справках о доходах не были указаны транспортные средства как автомобильные, так и водные. Некоторые служащие не отразили в справках за 2014 год доходы, полученные от реализации имущества, а также полученные на предыдущем месте работы.
Учитывая, что большинство выявленных в ходе проверок нарушений законодательства о противодействии коррупции могли быть выявлены работниками кадровых подразделений, прокуратура пришла к выводу о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, в связи с чем, наряду с нарушившими закон служащими, к дисциплинарной ответственности привлекались и работники кадровых служб.
Прокуратурой предъявляются иски, направляются заявления по вопросам оспаривания бездействий органов местного самоуправления по неисполнению возложенных на них обязанностей. Например, о признании незаконными бездействия по непроведению антикоррупционной экспертизы, по непринятию нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, по неразмещению сведений в сети Интернет.
Выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции способствовала бы большая активность представителей общественности и бизнеса. Однако, в лучшем случае о нарушениях сообщается в органы прокуратуры в виде анонимных обращений.
Официальные обращения о фактах оказания отдельными государственными и муниципальными служащими покровительства коммерческим структурам, участия чиновников в деятельности таких структур крайне редки.
Коррупционные правонарушения, как правило, совершаются в совокупности с нарушениями экономического характера. Зачастую они связаны с незаконным расходованием бюджетных средств, нарушениями при использовании государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов, отмыванием денежных средств, осуществлением государственными и муниципальными органами разрешительных (лицензионных) функций, функций контроля.
Таким образом, граждане могут обращаться в органы прокуратуры по вопросам о коррупционных проявлениях в действиях должностных лиц, государственных и муниципальных служащих с учетом полномочий, предоставленных органам прокуратуры федеральным законодательством о прокуратуре Российской Федерации и противодействии коррупции».